Записки 5-ю-6-веника.
Дела давно минувших дней.
24-авг-2007 12:51 pm
mountain
Взял вчера с полки старую тетрадку и обнаружил дневник с единственного своего горного похода (на Тянь-Шань - Киргизский хребет), случившегося ровно 15 лет назад... Это был весьма своеобразный поход: сказочная красота вокруг, и полный бардак в душе. Как потом выяснилось - не только у меня... Опять же, одно из немногих событий в жизни, которое я бы с удовольствием "переиграл". Чуть бы получше подготовиться и поменьше суетиться, и насколько больше удовольствия можно было бы получить от посещения таких шикарных мест...
Участники:
- Андрюша, он же - Морозов - одноклассник, руководитель похода (UPD: [info]ski_ns).
- Сашка - одноклассница.
- Андрей Кончаков (чаще - просто Кончаков) - одношкольник на 4 года младше, но очень спортивный.
- я - завхоз.

Дневник писался, чтобы легче было потом родителям на кухне рассказывать, как и что было. Но больше для себя, конечно. Курсивом в тексте добавлены сегодняшние пояснения.

2.08.92, День 1
Приехали в Бишкек. Тут же встретили Андрюшу. Вскрылся обман с калининградской веревкой. <Веревка оказалась в два раза длиннее, чем было написано на ценнике. Жаль, что она была последней в том магазине. Дома я ее только взвесил, а вот перемерить длину в голову не пришло...> Обратные билеты не купили. За 200 рублей забросились до Теплых Ключей, хоть договаривались до Кой-Таш. Водитель оказался разговорчивый. Отдали ему половину арбуза, но оставшаяся половина оказалась достаточно большой, чтобы идти было тяжело. Не доходя до Салыка, запилились в какие-то колючки с сыпухой. Пришлось возвращаться. После перекуса идти стало легче. Встали под Топ-Карагаем. Вода ключевая. Ручей вытекал почти из-под палатки. «Шмель» забарахлил.

3.08.1992, День 2
Пошли в акклиматизационную радиалку под «Аламединские Зубья». Взяли на 2 дня продуктов. «Шмель» оставили. Карабкались по существенной сыпухе. Пересекли вброд более или менее серьезную речку. Я единственный сохранил сухими ботинки, так как шел в кедах. Чувствуется высота. Ночевка на марене выше 3000м. За водой ходить тяжко – по крутому склону и довольно далеко. Мы с Кончаковым проделали это раза четыре. Спалось отлично.

4.08.1992, День 3
Погода начала портиться, так что встали поздно.

Пошли на снежник тренироваться. Сашка, оказывается, может удержать меня при срыве на снегу. Однако, погода испортилась совсем, и занятия пришлось сократить. Как только свернули лагерь, пришлось забраться под полиэтилен, так как начался град. На обратном пути к базовой заброске несколько раз пережидали дождь под полиэтиленом. Опыта в этом еще мало, усаживались неудобно. «Шмель» починить так и не удалось. Пришлось оставить его в покое. Мое дежурство. Ботинками пока доволен. <Специально к этому походу я купил горные ботинки ВЦСПС, но по размеру они были в притык. На полразмера бОльших не было, а брать на размер больше мне отсоветовали. Зря, как потом оказалось...>

5.08.1992, День 4
Спалось плохо. Начались первые психологические задвиги. <Это когда кажется, что вообще все плохо, хотя объективных причин, кроме усталости, для этого нет. Мягко говоря, не вполне типичное для меня состояние...> Кроме того, засЫпал в кашу изюм с косточками, за что заслужил всеобщее порицание. Поскольку погода ожидалась плохая, была дневка. Сбегал один в Бишкек, чтобы развеяться. Город понравился. Купил только один <обратный> билет на 17.08 за 700 рублей. Хоть какая-то зацепка. Купил арбуз и яблоки. Возвращался в битком набитом автобусе до Кой-Таш. В Бишкек-то меня подвезли какие-то начальники на «Жигулях», даже угостили какой-то гадостью типа джармы. <Почему угостили - понятно: напиток был добыт для демонстрации одному начальственному гостю в первом попавшемся дворе, но был он настолько мерзок по виду и запаху, что самим начальникам было пиалу не допить. А оставлять - хозяев обидеть... Вот почему они меня подвезти решили - это до сих пор остается загадкой...> Обратно от Кой-Таш почти всю дорогу – пешком. На источниках оставлял тряпочки. <Очень много где на священных местах можно привязать лоскуток материи на ветку и загадать желание. Или просто на счастье.> Может чему и поможет. Познакомился с украинской группой и с кочегаром из Теплых Ключей. Вернулся около 21:40. Сильно сбил ноги. <И испортил себе весь оставшийся поход... Это ж надо было так обувь подбирать...> Встретили меня хорошо. Андрюша ужин разогрел. Настроение немного приподнялось.

6.08.1992, День 5
Утром сильно объелись, так что выходить было лень. Решили устроить навесную переправу через Аламедин, чтобы ноги не мочить. Жаждущий действия Кончаков пошел через Теплые Ключи на другой берег, а мы с Морозовым начали упражняться в организации этой самой переправы. Дело оказалось хлопотным и опасным (в реальных условиях). <Ну да, веревка-то была "калининградская", амортизирующая, и натянуть ее на значительное расстояние так, чтобы не провисала под весом человека, было само по себе трудным делом. А если учесть отсутствие мощных деревьев по берегам...> Через 5.5 часов после выхода на противоположном берегу показался Кончаков. С большим трудом мы организовали воздушную переправу его рюкзака, а сами пошли к устью Алтын-Тора. Там без особых хлопот перешли обе реки. Только ноги замочили. <Ботинки не просыхали еще несколько дней и в результате сели почти на размер. Это была полная засада...> Я целый день хромал. Очень противно быть слабым.
Вечером пошел дождь, который не помешал вдоволь поесть земляники.

7.08.1992, День 6
Погода наредкость дрянная, но мы пошли. Несколько раз пережидали крупные дожди. Два раза ставили палатку и пили чай. В конце концов, встали слегка повыше Алтын-Торского озера. Незадолго до этого сделали заброску. Шел страшно хромая. Начался лимфоденит. Под конец появился озноб. Сашка сказала, что я сломался. К сожалению, это было так, и не только физически. Психологическое равновесие я явно поддерживал с трудом. Раздал ребятам Татьянины письма. <gitarik во многие походы писала письма, которые следовало раздать примерно в середине или под хреновое настроение. Это была очень удачая идея, и мы были весьма благодарны...> Это оказалось вовремя. Дежурством поменялся с Андрюшей и отрубился в тот же час.

8.08.1992, День 7
Утром погода отличная. Ребята ушли на «Литву». Вернулись довольно рано, причем Андрюша – без ледоруба. <На самом деле, на подъеме под "Литву" ребята съехали на оторвавшейся снежной плите, и чудом остановились в трети пути до глубоких трещин. Андрюша, как наиболее подготовленный человек, знал, что от ледоруба в таких случаях безопаснее всего избавиться, что и сделал. Остальные не знали, но, по счастью, все обошлось. Вот в результате он один и остался без ледоруба до конца похода. Когда они вернулись, на вопрос: "Как сходили?" ответ был: "Отлично! Все живы!" Я не был уверен, что буду рассказывать об этом эпизоде родителям и в дневнике описывать не стал. Чисто на всякий случай :).> Однако, всеобщая хандра отступила. В первый раз мы с Кончаковым довольно много пели.

Дальнейшие планы пока неясны.

9.08.1992, День 8
С утра опять плохая погода. Начали расслабляться. Выйдя из палатки, обнаружили зимний пейзаж. К вечеру снег расстаял, но я успел вылепить из него неплохого сфинкса.

<Потом, по случаю массового расслабления, на фоне сфинкса началась натуральная фотосессия>

<И продолжалась, пока он буквально не потерял своего лица :)>

Через «Инструментальщик» решили не ходить, так что Кончаков пошел за заброской. Лимфоденит у меня прошел, и нога поправилась настолько, что мы с Андрюшей полазали по скалам и имитировали хождение в связке. Неплохо развеялись. Сашка в это время спала.
Мимо прошла группа земляков – пять человек, которые рассказали про «Инструментальщик» страшные вещи. Они тоже хотят выходить через Туюк-Суу.
Под вечер после перекуса нам надоело лениться, и мы пошли вверх. Шли часа два. Встали на марене, где снег растаял не весь. Ночью был ощутимый мороз.

10.08.1992, День 9
Пошли на перевал.
<Нам туда>

Снега много, тропить достаточно тяжко. Половину взлета шли в связке, дальше стали вешать перила. Тут-то нас и обогнали земляки, шедшие напролом, без веревки. Они спустили 3 лавинки, но почему-то залезли. Мы залезли гораздо позже.
<Это вид почти с самого верха вниз>

Не знаю, кто как, а я вымотался жутко. Перекусывали недолго: почти сразу пошли вниз по пологому леднику, покрытому толстым слоем снега. Снег постоянно проваливался на разную глубину. Шли в связке. Под конец пришлось обходить и перепрыгивать множество трещин, что совсем измотало.

Встали на марене, почти на льду. Палатку крепили на ледобурах. Экзотика... Я опять дежурил. Опять попели с Кончаковым. Пелось хорошо, а игралось плохо – пальцы почти не слушались.

11.08.1992, День 10
Ночью страшно замерз. Подъем был ранним, что оказалось лишним. Каша снова не удалась. В общем, снова от дня я не ожидал ничего хорошего. С утра прогулялся по окрестностям, попытался впитать в себя красоту окружающих гор. Утро выдалось замечательное.
Полазали с Андреями по ледопаду. Занятие интересное, но напомнила о себе сбитая пятка.

Днем погода не испортилась. Без проблем дошли до альплагеря. Купили там булочек, сварили земляничный компот. Но я за день настолько измотался, что вряд ли доставлял радость окружающим.
Попытался попеть вместе с Кончаковым. У меня получилось плохо. Спал как убитый.

12.08.1992, День 11
Погода отличная. Пошли на Ак-Сай. С утра немного объелись, но лично мне идти было нормально. Поднялись за восемь с половиной часов до балков под «Короной». Заняли большой балок и развели в нем бардак. Вечером к нам забрели два «крутых» альпиниста с «Короны», которых пришлось угостить чаем и перекусом за 15 число. Они не произвели хорошего впечатления. Перед этим мы познакомились с двумя инструкторами, ведшими новичков. Слышали бы эти новички, что про них говорили инструкторы...
Ночью на меня чуть не выпало стекло из окна. Спалось плохо.

13.08.1992, День 12
Погода с утра не понравилась, так что на «Корону» не полезли. Прогулялись с Андрюшей и Сашкой под «Свободную Корею». Погода оказалась не такой уж и плохой. Очень красивы были облака над горами.
Залезли с Андрюшей на ближайший хребет.
<Это вид оттуда на наши балки. На полном разрешении они видны, обведенные красным прямоугольником>

Посмотрели на пик Семенова. Красиво и приятно! После ужина пришли альпинисты из Барнаула и выселили нас в меньший балок. Ну и не жалко, зато порядок навели.

14.08.1992, День 13
Ну ж был денек! Подъем дежурного (т.е. меня) в 2:00. Оказалось, правда, что мои часы отстают на полчаса, но все равно рано. Погода дрянь. Лезли на «Корону» в сильный ветер, видимости почти никакой. <У "Короны" всего шесть башен. Мы лезли на третью (если я ничего не путаю :)) - самую простую> Залезли без особых проблем, но страшно надоело тропить, и мерзли ноги. На вершине были около 9 утра. Спустились примерно в 11:30. Дошел слух, что в 17:00 есть автобус из альплагеря. Вдохновленные этим известием, мы устроили австрийский выход вниз. Дошли примерно за три с половиной часа. По пути вошли в облако, да так в нем и находились до конца. С автобусом вышел облом, так же, как и с продуктами. Пришлось топать пешком по шоссе около 12 км до Ала-Арчи. Я это проделал почти на автопилоте, т.к. ноги сбил жутко, да и общая усталость была сильна.
Ребята вечером позаимствовали яблок из ближних садов. Яблоки зеленоваты, но все равно приятно.

15.08.1992, День 14
Будильник не звонил, так что к величайшей Сашкиной радости проспали завтрак и поехали так.

<На этом дневник заканчивается. Мы благополучно выбрались в Бишкек, где ребятам удалось сесть в купейный вагон по договоренности с проводником (за 1000 руб. с человека) без мест, естественно. Это была не самая простая и приятная поездка... А я остался в Бишкеке сдавать купленный зачем-то билет на послезавтра. Там познакомился с возвращающейся группой москвичей и одной парой туристов из Екатериненбурга. Мы вместе ночевали на вокзале и образовали начало очереди за билетами перед открытием кассы.

В шесть утра вокзал открыли, и весь зал равномерно заполнился киргизами. Мы стояли вокруг кассы в горных ботинках (что было важно) и сцепившись локтями. Когда, получив билеты, наша группа отошла, очередь перестала существовать как таковая, но это уже была не наша проблема... В результате на нас всех выпало два смежных плацкартных купе и примыкающие боковые полки. Всего по 600 с чем-то рублей за билет до Москвы... Красота!

В поезде поучился у москвичей готовке гречки на воде из титана. Угля для титана не было, так что проводник отдал его нам на откуп, и мы собирали топливо на всех станциях. Пассажиры были страшно довольны, но соседей из других вагонов, где не нашлось таких хранителей очагатитана, не пускали. Ибо!

А когда мы все вернулись по домам, как раз в тех краях было небольшое землетрясение, вызвавшее массовые селевые потоки, разрушившие многие дороги. Случись это на неделю раньше, и выбраться стало бы гораздо проблематичнее...
24-авг-2007 11:24 am
очень впечатлило!
особенно понравился сфинкс и идея с письмами.
теперь понятно, что опыт походно-кочевой жизни набирался уже очень давно. Байдарки теперь - детские развлечения :)
24-авг-2007 11:49 am
Студенческие времена - самые подходящие для таких вещей: и здоровье хорошее, и времени хватало, и энергии, и дискомфорт переносится легче. Действительно, по сравнению с теми походами наши нынешние - это просто курорт :). Но тоже хорошо ;)
27-авг-2007 08:03 am
"Да, были люди в наше время..." :))
Зауважала еще больше.
Неужели повторить так и не удалось - с "правильными" ботинками? ;)

А письма сохранились?
27-авг-2007 11:25 am
Летом в горах так больше и не побывал. Хотя, зимой в наших лыжных походах и до, и после бывали и элементы горных, т.е., кошки, ледорубы, веревки. Но разница, все же, есть :). Не сказать, чтобы я прямо из кожи вон лез, чтобы снова попасть летом в горы, но тепер, когда сын стремительно подрастает, можно бы и снова об этом подумать...

Письма сохранились :).
27-авг-2007 01:57 pm
А нельзя опубликовать эти письма? (Если, конечно, это не очень личное и если автор не против.) Думаю, это очень интересный жанр - превентивная письмотерапия. :)

Идея о походе с сыном - супер! Он тоже должен слепить своего снежного сфинкса. А потом сравните дневниковые записи. :)
28-авг-2007 08:15 am
Письма публиковать, пожалуй, не буду :). Хоть там и нет ничего строго секретного, но публикация кажется чем-то неестественным...

Насчет настоящего похода с сыном еще говорить рано, а вот пожить пару недель всей семьей где-нибудь повыше - это уже можно будет через некоторое время :)
This page was loaded ноя 18 2017, 7:45 pm GMT.