?

Log in

No account? Create an account
Записки 5-ю-6-веника.
Еще немного о Китае 
2-авг-2014 08:10 am
smiling
Просто некоторое количество новых наблюдений, без фотографий.

Из разговоров с нашим манагером, который сам из Сингапура, узнали о двух больших проблемах Китая. Собственно, их можно было косвенно замечать, но масштабы бедствия не были очевидны.

1. Культурная революция уничтожила культуру, и последствия до сих пор проявляются. Утверждается, что привычка приходить на помощь и вообще как-то думать об окружающих была искоренена напрочь. Как следствие, можно, например, приехать на первый этаж в лифте и обнаружить стену людей, стремящихся немедленно зайти и не собирающихся никого выпускать. Приходится через них продираться (что для меня, правда, не слишком трудно). Несколько лет назад так же было и в метро, но там начали усиленно наводить порядок, и на сегодняшний день очереди на вход исправно формируются сбоку от двери. Возможно, и алгоритм дорожного движения выстраивается из понимания, что на твоё личное удобство окружающим гарантированно наплевать, и надо быть готовым ко всему.

2. За время обучения от школы до университета вырабатывается привычка строго следовать указаниям учителя, не проявлять никакую инициативу и не показывать, что что-то непонятно или не получается. Когда такой человек приходит на работу, то ему надо давать очень подробное задание. По окончании описанных действий или при возникновении непредвиденной ситуации работа тихо прекращается. Успешность выполнения задания проверить тоже непросто, поскольку отчеты всегда положительные, а о проблемах ничего не будет сказано. Если же становится очевидно, что работа не сделана, то до реальных причин придется очень долго докапываться. Понятно, что создать что-то реально новое при подобном подходе довольно трудно.

Не знаю, нет ли здесь преувеличений, но, по накопившемуся опыту, некоторая доля истины в этом есть.

Проехались из Шанхая в Пекин на скоростном поезде. Всё очень комфортно, тихо, плавно. Крейсерская скорость 303-305 км/ч. Было бы вообще здорово, если бы буфетчица, разносившая еду по проходу, не боялась иностранцев. Я пытался что-нибудь купить поесть, но она предпочла побыстрее переместиться к людям, говорящим по-человечески. Пришлось идти в вагон-ресторан через весь поезд. Впрочем, это было нетрудно из-за отсутствия дверей между вагонами.

Похоже, ведутся глобальные работы по озеленению. Из окна поезда можно было видеть множество пересаженных деревьев, укрепленных подпорками. Также, довольно много социальной рекламы на экологические темы.
Comments 
9-сент-2014 10:09 pm
Как вы хорошо пункт 2 описали, а то понимаешь, что они сделать ничего не могут, а объяснить, почему, не можешь
10-сент-2014 04:13 pm
Я об этом и раньше слышал, но не настолько конкретно. Действительно, многое объясняет.
17-сент-2014 10:07 am
о, щас я разойдусь )))
Оба пункта вызывают живейший отклик.
Насчет убитой культуры (кстати, не только в Китае, но и в родной стране) можно говорить бесконечно. А сумасшедшие толпы в транспорте недавно на себе прочувствовали. Ехали из Даляня в один из пригородов на электричке, на перроне нас уже ждала огромная, дикая, неуправляемая толпа, которая даже не дожидлась, когда дверь вагона откроется: руками раздинули и стали впихиваться. При том, что нам, приехавшим, нужно было как-то выходить в эту же дверь. А мы с Леркой. В общем, это был ад.
На многих станциях разделили потоки приезжающих и уезжающих (заходят с одной стороны вагона, выходят через двери напротив), но на некоторых творится кошмар.
А про инфантильность в работе - думаю, это родом из детства. Я каждый день вижу, как растят детей китайские бабушки и поражаюсь этому. Детям нельзя вообще ничего: говорить, кричать, бегать, прыгать, играть, шуметь, самостоятельно есть и пить, принимать даже самые простые решения. "Поздоровайся с сестричкой", "сиди здесь", "пей, я держу бутылочку" - вот их принципы воспитания. Естественно, что нормальные от рождения люди превращаются в овощеподобных (в плане проявления самостоятельности) существ.
17-сент-2014 10:51 am
Ну и дальнейшее обучение с полным подчинением учителю - давнишняя традиция. Сказал учитель два года полы мыть - будешь мыть. А вопрос "зачем" - вообще неуместен. Учитель знает, зачем, а тебе знать не положено.
17-сент-2014 12:45 pm
Интересно, им комфортно в таком обучении и вообще в таком укладе жизни? Мы привыкли считать, что индивидуализм - хорошо. А может, все не так?
17-сент-2014 12:50 pm
Думаю, с уровнем комфорта у них все в порядке. Не надо принимать никаких решений и не надо нести никакой ответственности. Плюс еще и непогрешимый учитель есть, наставляющий строго куда надо, а все вокруг - единомышленники. Это дает огромную силу. Другое дело, что человек является объектом, а не субъектом, но при соответствующем воспитании это совершенно не проблема.
18-сент-2014 01:55 am
Думаю, в условиях относительной изоляции такой уклад представляется естественным и правильным, но сейчас китайцы так хотят перенимать американскую культуру и нравы, работать на международном рынке - и тут вылезают проблемы.
18-сент-2014 07:50 am
Да, особенно при работе с иностранцами. Опять же, сейчас в серьезных китайских университетах нередко работают западные преподаватели. Им должно быть ужасно трудно, но зато их студенты наверное смотрят на жизнь шире.
18-сент-2014 12:14 pm
В эти выходные у меня как раз запланирована встреча с несколькими преподавательскими семьями, они все американцы и уже давно работают здесь. Поспрашиваю их )
Кстати, их дети на домашнем обучении - родители сами с ними занимаются, их школьный опыт длился несколько месяцев и очень им не понравился.
18-сент-2014 12:17 pm
Интересно будет узнать о результатах встречи :). Бедные дети, однако... Интересно, неужели там нет американской школы для таких семей...
19-сент-2014 05:25 am
Здесь есть сеть канадских школ и садиков Marple leaf, но они очень, просто бесчеловечно дорогие - 8-9 тысяч юаней в месяц.
Остальные частные хоть и называются международными, но по сути все равно китайские.
А вообще я знаю многие русские семьи, в которых дети ходят в самые обычные государственные школы и вполне довольны.
Видимо, многое от восприятия зависит или от конкретной школы.
19-сент-2014 07:25 am
Это точно. Я слышал, ради хорошей школы народ место жительства меняет.
9-июн-2015 12:18 pm
О, меня так же воспитывали!

Видимо, это общая черта первого поколения, вырвавшегося из нищеты и голода: стремление дать детям сытость и безопасность. И еще резкий переход от многодетной семьи к семье с одним ребенком.

Но в работе я предпочитаю самостоятельность. Видимо, дело в том, что работа у меня по другой теме проходит, я воспринимаю ее не как обязанность, а как игру. В детстве меня не ограничивали в том, что я читаю, рисую и собираю из детского конструктора. И сейчас работа для меня - такая же игра, только игрушки другие.

А вот домашний быт - да, это у меня "по-китайски". Ничего не делать, пока не получил четких и подробных указаний, и немедленно прекращать, когда что-то пошло не так.
9-июн-2015 02:05 pm
Насчет полного подчинения учителю, корни, скорее всего, гораздо глубже уходят. Почитание традиции и нежелательность перемен еще Конфуций декларировал.
9-июн-2015 02:21 pm
Про учителей - понятно, я именно про бабушек.
9-июн-2015 02:25 pm
А бабушки - это да. Тем более, что их гарантированно по две на каждого внука. Ограничения-то на рождаемость пока не сняли. Так что, балуют как могут.
9-июн-2015 02:32 pm
Да, конечно, вы правы про китайцев абсолютно. Я именно так объясняю это себе.
Кстати, сами китайцы мне говорили насчет своей гиперопеки именно про единственного ребенка - что у них есть только один ребенок и поэтому они все, что угодно готовы для него сделать. Но только прочитать хотя бы одну заваляшную книгу по детской психологии ))
Посмеялась насчет домашнего быта "по-китайски" ))
А чем вы занимаетесь на работе? Какими игрушками играете?
10-июн-2015 05:42 am
Вычислительной аэродинамикой. Рассчитываю обтекание воздухом самолетов и других летательных аппаратов. По идее, я должен только разрабатывать алгоритмы, а считать - инженеры, но часто и собственно расчетами заниматься приходится.
12-июн-2015 05:03 pm
Чудеса, для меня это почти так же необычно и восхищающе звучит, как "космонавт" )
25-июн-2015 01:04 pm
К космосу это имеет прямое отношение. Космические ракеты входят в категорию "другие летательные аппараты". И это гораздо интереснее, чем самому летать, потому что мы-то и работаем над тем, что, может быть, будет летать через 10-20 лет.

Хотя, конечно, нельзя забывать о "может быть". В науке вообще большая часть работы - это закрывание тупиков. А тут еще и общее отставание российской науки. Так что процентов этак 90 шансов что моя работа никому никогда не принесет пользы. Но 10% что она все-таки поможет по-настоящему покорить космос.
25-июн-2015 08:32 pm
А это была детская мечта - иметь отношение к космосу, или так сложилось?
29-июн-2015 06:31 am
Не совсем. В подростковом возрасте я мечтал создать единую теорию поля. То есть хотел быть физиком. Но в физики меня не взяли из-за плохого здоровья.
9-июн-2015 12:05 pm
Насчет культурной революции - интересно, они же, вроде, наоборот - с эгоизмом боролись? Помнится, у них даже было движение за анонимность авторов, потому что несправедливо, когда человек получает такую огромную славу за то, что всего лишь написал одну книгу. Получается, что сработало "от противного" - абсолютный альтруизм привить не смогли, надорвались на этом и растеряли даже тот, какой был.
9-июн-2015 02:03 pm
В обществе абсолютных альтруистов любой паразит получает очевидное преимущество. При отсутствии эффективного (желательно самоподдерживающегося) механизма нейтрализации обманщиков, альтруизм становится абсолютно невыгоден и полностью вырождается. Это и у нас происходило, и в Китае наблюдается.
This page was loaded ноя 20 2017, 3:13 pm GMT.