Записки 5-ю-6-веника.
Как мы с Серегой оказались на вершине Эльбруса
20-авг-2014 07:19 pm
mountain
Идея зайти как-нибудь на вершину Эльбруса давно возникла в недрах скалолазной секции, куда Серега отходил немало лет. Однако, когда по весне руководитель секции Валя предложила мне поучаствовать в этом мероприятии, в его реальность верилось слабо. Казалось, что на лето уже есть некоторые планы, и совместить все по времени и деньгам будет трудно. Помогла Машкина моральная поддержка и Серегино желание вписаться в это мероприятие тоже. Незамедлительно были куплены обратные авиабилеты, и экспедиция тут же стала вполне реальной.

Заход на вершину планировался сразу после окончания традиционных детских скалолазных сборов. Мы с Серегой и некоторые другие участники подъехали в Пятигорск к началу Приэльбрусской фазы сборов, чтобы вместе со всеми доехать до базы ЭМБС под Терсколом. Оттуда в разные дни прогулялись на Чегет, на обсерваторию и чуть дальше, под ледник Когутай и, наконец, до приюта Одиннадцати от конца канатной дороги. Об этих прогулках тоже можно было бы много чего рассказать, но на все никакого времени не хватит :).

Наконец, в пятницу 15-го августа мы добрались до приюта Мария, что чуть выше приюта Одиннадцати. Приют оказался вполне комфортабельным и на удивление теплым. Спать в пуховом спальнике там было откровенно жарко.

Серега на нарах

Сначала нас было 12 человек, и за столом помещались с трудом:
За столом в приюте
Фото (с) Дениса Сорокина

В день заезда нам рекомендовалось поменьше двигаться, а вечером прогуляться по окрестностям, даже если придется себя заставлять. Время коротали по-разному. Мозги шевелились очень неохотно, так что шахматы порой использовались в качестве шашек:

Шашки шахматами

Мне через несколько часов на новой высоте стало как-то мутновато. Голова слегка болела, аппетит исчез. Как ни странно, вечерняя прогулка по окрестностям оказалась очень в тему. Двигаться неторопясь было гораздо лучше, чем просто сидеть или лежать.

Просто гуляем
Фото (с) Дениса Сорокина

Ветер был довоьно слабый, но под вечер он дул так прихотливо, что два флага умудрялись раздуваться в разные стороны:

Флаги в разные сторны.

На следующий день нам было предписано добраться до верха скал Пастухова и посидеть там час-другой. Заодно засечь время подъема. Если оно окажется больше трех часов, то это повод насторожиться и задуматься о целесообразности выхода на вершину. В ту ночь я спал очень хреново. Крепкому сну также не способствовали 18 СМСок с предложением кредита, пришедшие исключительно в ночное время. Печально, что я-то считал свой телефон выключенным, и думал, что это кому-то еще они приходят. Только утром обнаружил 18 сообщений и разряженный телефон... В общем, встать в 6 утра для меня было нетрудно: просто берешь и встаешь :). Как ни старнно, чувствовал себя при этом достаточно прилично. Серега спал вполне нормально, и для него ранний подъем был менее приятным.

У приюта перед разминочной прогулкой

Темп на тренировочном выходе задавал самый опытный участник, уже побывавший на вершине пару раз. Сначала его шаги казались ужасно медленными, но в этом темпе основная часть группы спокойно дошла до верха скал Пастухова за 2 часа и не устала. Делать там было особо нечего, так что всё отведенное время мы посвятили фотографированию.

Сижу такой в красных ботинках на скалах Пастухова

Серега на скалах Пастухова

Я на Пастухова на фоне Эльбруса

По результату этого выхода трое из 12 участников решили, что к заходу на вершину они не готовы. Их ратрак отвез до подъемника, а остальные занялись готовкой обеда и подгонкой снаряжения. На обед были макароны, готовить которые на высоте за 4000м довольно трудно. Инструктор об этом предупредил, но к тому времени макароны уже были куплены. В результате один человек придерживал горелку, другой кастрюлю, а третий мешал жорево поварешкой:

Готовка макарон в трудных условиях

Была в приюте и стационароная газовая плита с огромным балоном, но на ней макароны почему-то переставали кипеть. Вот и пришлось извращаться дополнительно...

Я же, пользуясь возможностью, улучшал самодельную систему антиподлипа на своих жестких ВЦСПСовских кошках.

Суперантиподлип
Фото (с) Дениса Сорокина

Антиподлип сооружался из пластиковой бутылки и армированного скотча. Надо сказать, что в предыдущие дни он вполне работал, и вплоть до спуска с косой полки на обратном пути, я был уверен, что это очень удачное решение.

Вечером планировалось занятие с инструкторами по технике самостраховки на снегу. Однако, пошел дождь, и опасность выхода на штурм в мокрой одежде была сочтена выше опасности навернуться каким-либо экзотическим способом. Занятия прошли прямо в приюте и имели преимущественно теоретический характер. Прогноз погоды на следующий день не слишком обнадеживал, но инструктора заверили нас, что единственными серьезными препятствиями к штурму являются серьезный шторм или гроза. В других условиях будем пытаться подниматься. Три инструктора на оставшиеся 9 человек были достаточно уверены в своих способностях контролировать ситуацию.

При нормальной погоде подъем планировался на час ночи с целью выйти в два. Все вещи для выхода подготовили заранее, и часов с шести вечера стали пытаться спать. Это, конечно, было нелегко, но во вторую ночь я спал заметно лучше, чем в первую. В час ночи все были разбужены инструктором, сообщившим, что погода - лучше не придумаешь. И это было действительно так. Хотелось бы сказать, что мы увидели такое звездное небо:

Млечный путь
Фото (с) Сергея Котова

Но такое небо, к сожалению, там видит только фотоаппарат на очень длинной выдержке. Но даже то, что видел простой невооруженный глаз, было неплохо. Серега готов вовремя:

Серега к выходу на штурм готов

Но в результате выйти нам удалось только в 02:10. Тоже не так уж плохо... Первым шел самый опытный инструктор, он же - спасатель. Ему удалось задать темп так, что на вернем участке скал Пастухова мы оказались через те же два часа после выхода. Там был первый привал.

Привал на Пастухова
Фото (с) Дениса Сорокина

Вообще, там было еще совершенно темно. Но при длительной выдержке можно было получить снимок довольно светлого Эльбруса:

Эльбрус - вид со скал Пастухова на привале.
Фото (с) Сергея Котова

А вот мимо нас прошло несколько человек:

Отдыхаем на Пастухова. Мимо прошли люди.

После отдыха пошли наверх к началу косой полки. Горизонт потихоньку начал светлеть, и над ним поднялись (предположительно) Меркурий с Венерой:

Небо начинает светлеть
Фото (с) Сергея Котова

Оказывается, подобные кадры делают многие, но мне он все равно нравится больше всех:

Классический кадр подъема на косую полку

Подъем до начала косой полки занял еще примерно два часа, и к тому моменту светлеть стало стремительно.

Светает на полке.

Серега на полке

Я на полке с видом вниз

По пути мы обогнали несколько групп, а некоторые просто вышли позже. Так или иначе, под нами наблюдалось немало народа.

Отстающие подбираются к полке
Фото (с) Сергея Котова

При взгляде снизу косая полка кажется очень пологой. На самом деле, она несколько круче...

Полка действительно косая

При движении по полке наблюдаем тень Эльбруса на ближайших горах и дымке:

Тень от Эльбруса
Фото (с) Сергея Котова

Высота уже больше 5100, но идется неплохо. Серега вообще в норме, а у меня слегка болит голова еще со скал Пастухова, но ухудшения нет. Чуть меньше, чем через 2 часа от начала косой полки доходим до места отдыха на седловине. Тут Серегу начинает слегка мутить. Он решает отдохнуть лежа.

Серега отдыхает на седле по пути туда.

Однако, это еще не критично, и при движении тошнота отходит. Идем серпантином вверх по крутому склону.

Закладываем серпантин на подъеме с полки
Фото (с) Сергея Котова

Через некоторое время на солнечной стороне становится жарко, и мы делаем привал, чтобы снять лишнюю одежду.

Разоблачаюсь после седловины

И глотнуть воды.

Серега пьет на привале после седла

Фото на память:

Улыбаемся и машем после седловины
Фото (с) Дениса Сорокина

И снова поползли вверх... На наиболее крутых и опасных участках провешены перила. Проходим, просто вщелкнувшись карабином:

Проходим перила

К счастью, на подъеме никто не спотыкался, обошлось без срывов. После перил выползаем на плато с едва выпирающей заветной вершиной:

Серега на фоне вершины на плато

За спиной остается восточная вершина, котрая всего на 21 метр ниже:

Восточная вершина

Доползаем:

Мы на подступах к вершине
Фото (с) Дениса Сорокина

После подъема на вершину силы Серегу на некоторое время покидают...

Серега добрался до вершины

Но потом возвращаются, и мы фотографируемся на вершине в разных позах и сочетаниях.

Серега позирует на вершине

Мы с Серегой на вершине 1

Мы с Серегой на вершине 2

Вся команда с флагом на вершине

С вершины видны и совершенно недружелюбные склоны:

Недружелюбный ледник. Вид с вершины
Фото (с) Дениса Сорокина

Вообще, мы провели на вершине немало времени. Это даже утомило.

Серега отдыхает на вершине

В конце концов, потихоньку начинаем спускаться. Чтобы не делить веревку с поднимающимися людьми, спускаемся в седловину другой дорогой.

Подходим к крутому участку спуска

Спускаемся...

Склон крутой, идем с ледорубами наизготовку. Снег из-под ног периодически пытается уехать, и многим пришлось зарубаться на этом склоне.

Серега на крутом спуске

В конце концов, стандартное место отдыха на седловине снова достигнуто, и можно отдохнуть, пока вся группа собирается...

Серега лежит на седловине на обратном пути

Сижу на седловине

Тем временем, многие продолжают подниматься из седловины на вершину...

Народ продолжает подниматься на фоне отдыхающего Сереги

Косую полку обратно прошли без приключений, несмотря на усталость. Однако, под конец ее у большинства народа на кошках возник ужасающий подлип. И это при том, что в основном антиподлип был штатный, а не как у меня... В нижней точке косой полки сняли кошки и пошли вниз глиссированием. Глубина и состояние снега позволяли делать это вполне контролируемо. Однако, Серега к тому моменту уже сильно устал, и пришлось спустить его до приюта на снегоходе. Снегоходы там гоняют как сумасшедшие, и спуск был не самый приятный, но всё обошлось.

Вскоре и остальная группа подтянулась, и все стали собирать вещи для скорейшего спуска вниз на благословенные 2000 метров. Благодаря выходному дню, подъемники работали долго, и план удался. Около трех дня мы уже сидели в ратраке с вещами:

Мы в ратраке, к отъезду готовы.
Фото (с) Дениса Сорокина

Инструктора провожают отъезжающих. Они остаются наверху работать с другими группами.

Нас провожают инструктора

Побочный эффект от долгой работы подъемника - огромная очередь перед креселкой. Быстрее было бы спуститься вниз пешком, но силы остались не у всех. Стоим...

Очередь на спуск на креселке

На следующий день после спуска вниз мы зашли в кафе "Купол" в Терсколе и обнаружили там кучу флагов с подписями самых разных восходителей. Мы решили, что наш флаг ничем не хуже, и предложили повесить его там же. Хозяин кафе согласился, и вот наш флаг с подписанными именами уже висит:

Группа на фоне флага в кафе

Во вполне приличной компании:

Флаг в хорошей компании

Мы надеемся, что он там провисит еще хотя бы годик, поскольку рисунок на нем забавный :). Но посмотрим...

Так или иначе, поездка удалась на все 150%. За хорошую погоду надо благодарить Машку, которая с погодой успешно договорилась, вопреки всем прогнозам :). Серега на следующий день после спуска был уже бодр и свеж. Сугубо отрицательных впечатлений от восхождения не осталось, так что другие вершины должны быть еще впереди :).
20-авг-2014 03:37 pm
Даже слов нет, как круто. :)

И про звёздные фотографии тоже слов нет. Такая красотища!!!
20-авг-2014 05:00 pm
Технически это не слишком круто. Некоторая выносливость + грамотная акклиматизация + огромное везение с погодой = такой результат.

Звездные фотографии делал студент физфака - будущий астроном. Так что, ему положено :).

Edited at 2014-08-20 17:04 (UTC)
20-авг-2014 03:45 pm
круто! молодцы! завидую....
20-авг-2014 05:00 pm
Мы старались :).
20-авг-2014 04:13 pm
И тут напишу, что молодцы! :)
Какая вершина станет следующей? ;)
20-авг-2014 05:03 pm
Серега считает, что теперь надо бы познакомиться и с техническими приемами альпинизма. Думаю, следующая его вершина будет заметно ниже, но технически интереснее. Постараюсь быть при этом там же, но это уж как получится :).
20-авг-2014 05:14 pm
Завидно же!
20-авг-2014 08:58 pm
Дык, все вполне реально. По выносливости, вроде бы, достаточным считается способность пробежать подряд 10 км в любом темпе. Если взять пару недель на акклиматизацию и выжидание погоды, то вероятность зайти весьма высока.
20-авг-2014 05:18 pm
Молодцы, прямо здорово!
20-авг-2014 08:59 pm
Ага, нам самим очень понравилось.
20-авг-2014 06:42 pm
Спасибо за отчет!!!
Еще раз восхитилась!
Офф: а по европейскому турне отчет будет?
20-авг-2014 08:59 pm
Надо бы отчитаться, но со временем не очевидно. Там столько всего было...
20-авг-2014 06:58 pm
Красотища, конечно... :) Приятно было почитать и посмотреть, спасибо.
20-авг-2014 09:00 pm
Всегда пожалуйста :).
20-авг-2014 08:28 pm
С горой!
20-авг-2014 08:54 pm
Супер!
Фото отличные, вы молодцы:)
20-авг-2014 09:01 pm
Фото в основном не мои, но мы действительно молодцы. Соглашусь :).
21-авг-2014 04:53 am - +++++++++++++++++
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!1
21-авг-2014 07:40 am - Re: +++++++++++++++++
21-авг-2014 05:47 am
Офигеть. Читала с замиранием сердца, как детектив.
Переживала за Серегу!
Твоя любимая фотография мне тоже очень понравилась, а еще понравилась фотография где ты в красных очках.

Слушай, а как же инструкторы оттуда не слезают? Они что, привыкают к этим нечеловеческим условиям?
21-авг-2014 07:43 am
Вообще, они слезают регулярно, но бывает и плотный график, когда берутся несколько групп подряд. К условиям жизни на 4200 они почти привыкают, а вот на вершине может голова болеть даже у них.
21-авг-2014 10:47 am
с горой!
21-авг-2014 02:43 pm
улучшал самодельную систему антиподлипа на своих жестких ВЦСПСовских кошках.

Цитата

У меня, когда альпиниздила, были точно такие же.

Завидую Вам. Была на Западной вершине Эльбруса еще во времена СССРа.
21-авг-2014 02:52 pm
У меня и мягкие кошки ВЦСПС сохранились, но на Серегину ногу 47-го размера в ботинке и бахилах они уже не налезли :). А жесткими я вполне доволен, но с подлипом надо будет бороться как-то более эффективно.

За последние годы там инфраструктура сильно продвинулась. В Терсколе, под Чегетом, в Азау большое количество новых гостиниц и ресторанов. Новый подъемник от Азау до Мира запустили, наконец-то. Много новых приютов на 4200. Народ ходит активно, и довольно много иностранцев встречается с самых разных мест.
17-сент-2014 09:42 am
Лет 10 назад была в Пятигорске, в ясную погоду из окна видела Эльбрус и думала: как там, на вершине?
Теперь немного представляю :-)
Очень здорово! Фотографии великолепны.
17-сент-2014 10:35 am
Да, в ясную погоду там примерно так, и это очень красиво. Видел фотографии и с восхождений, где людям не так повезло. Но они не передают, насколько там может быть плохо :). Нашей группе не просто повезло, а исключительно повезло по многим параметрам. Уже на следующий день гораздо лучше подготовленные люди не зашли.
Удачно, когда фотографов несколько, и можно выбирать. У каждого свои предпочтения и свои удачные кадры. Здесь использовались три источника, и это хорошо :).
16-апр-2015 06:17 pm
Антон, это просто восхитительно!
Я очень люблю горы, но летом, без головной боли от высоты и без риска для здоровья, так что ваше приключение для меня сродни полету в космос.

Очень хорошие лица у ребят, очень крутые фотографии, емкий и захватывающий репортаж, все сразу кажется очень осязаемым, хотя я прекрасно понимаю, что мне реальные ваши ощущения даже не снились.
Серега - молодчина и чемпион! Очень рада вашему почину! И ему есть на кого равняться - Антош, ну какой же ты красавчик! И как тебе идет снаряжение! И каким же ты пацаном выглядишь с этой своей фирменной улыбкой! И только на крупном плане без шапки видно, что бородень уже седая. И это тоже тебе идет. :)

Трудно не влюбиться в твою любимую картинку - совершенно инопланетное зрелище.
И звездное небо, конечно, в фаворитах - невзирая на комментарий, снижающий достоверность картинки, надолго притягивает взгляд.
Но меня еще очень зацепила "Тень Эльбруса" - особая фотография.
А еще отдельный зачет Денису Сорокину за фото, где ты отдыхаешь с опущенной головой. Очень аутентичный кадр.

Спасибо большое! Как будто посмотрела хорошее кино. Или книгу хорошую прочитала. :)
17-апр-2015 07:01 am
Это было хорошо подготовленное мероприятие :). За два года до того мы уже были почти в той же компании на склонах Эльбруса, а в другие дни того выезда можно было наблюдать как раз примерно такие горы, как ты любишь :).
В эту поездку мы тоже немало походили по красивым окрестностям, прежде чем лезть на Эльбрус, но до описания в ЖЖ руки не дошли, хотя я почему-то был уверен, что описывал :).

Серега молодец, и собрался было податься в альпинисты, но сейчас у него такая плотная учеба, что ни на что больше времени не хватает. Посмотрим, как оно дальше будет...

Фотографии Дениса и Сергея (который будущий астроном) - это вообще подарок судьбы. Они вдвоем оказались физически самыми подготовленными, и не жалели сил наворачивать круги вокруг группы, фотографируя всё интересное. Им - мегареспект.

Спасибо за теплый отзыв :). Жаль, в последнее время руки до написания постов не доходят. Но жизнь продолжается :).

Edited at 2015-04-17 07:02 (UTC)
This page was loaded фев 21 2018, 7:07 am GMT.