?

Log in

No account? Create an account
Записки 5-ю-6-веника.
Алгеброй по гармонии. 
17-июн-2008 03:08 pm
smiling
На днях досмотрел на компе «Планету» Гришковца. Там был такой фрагмент его монолога:
"Так хочется… Не то чтобы верить, а просто хочется знать, что там за окном какая-то женщина прекрасная знает и любит ту песню, которая не только про нее или про меня, но про нас. Потому что и она, и я — мы эту песню знаем и любим, и значит между нами уже что-то есть, и даже что-то было, и в этом можно даже найти надежду. Но для этого правда нужна какая-нибудь такая песня, обязательно про любовь, обязательно песня прекрасная, такая, знаете, безусловная песня, которую причем знают все."
И было ясно, что эта песня сейчас зазвучит, но с каждым словом условия становились настолько жестче, что одолевало любопытство: возможно ли что-то такое подобрать, чтобы и я согласился с выбором. И все остальные зрители согласились… И тут зазвучала «Последняя поэма» (из "Вам и не снилось")

И я подумал: «Да, лучше придумать было бы трудно!» Действительно, прекрасная и именно, что безусловная песня. Ни грамма пошлости… И я остановил «Планету» (забавно звучит, да ), и скачал эту песню целиком, и прослушал несколько раз подряд. А потом еще слушал. И в голове она долго вертелась. И в результате я сделал для себя совершенно шокирующее открытие, которое теперь кажется вполне очевидным. И вероятно большинство людей это сразу понимают, а до меня вот только вчера дошло…

Для начала, при прослушивании возникло одно досадное неудобство: если слушать не как фон, а пропуская через себя, то слезы текут. Не скупые мужские еле заметные, а совершенно неприличные. С чего вдруг? Мелодия не грустная, надрыва в песне нет. Это точно не ностальгия по безвозвратно ушедшему. В голове не возникает никакого конкретного образа, связанного с воображаемым исполнителем. Собственно, с детства этот образ не изменился: что-то размытое и светящееся… И реакция не изменилась. Только появилась возможность разобрать все слова и сопоставить друг с другом. Раньше-то попадалась песня только по радио и хорошо, если с начала. А чаще — с середины. И ускользала, оставляя в памяти отрывки:
"Друг мой, прощай!
Ты погляди без отчаянья, ты погляди без отчаянья."

А потом несколько раз: "Это любовь моя."
Это означало, что песня кончилась. И что она — про любовь. Про что же еще она может быть, если оно в конце столько раз повторяется… А сейчас вдруг стало ясно, что это песня человека, который только что… умер. Не уехал далеко, не тяжело заболел, а именно умер совсем недавно, но абсолютно безвозвратно. Это в детстве, да еще с нормальным материалистическим воспитанием, такая мысль возникнуть не могла (хотя визуальный образ соответствующий вполне складывался). А Рабиндранат Тагор, очевидно, подобными рамками ограничен не был…
И вот этот человек только что умер, и связь с этим миром еще есть, и видны близкие, и самый близкий человек — тоже, но ясно, что Нет мне дороги в мой брошенный край. И своей воли уже нет: Я уплываю и время несет меня с края на край. Именно время несет. Не жизнь, не обстоятельства какие-то. Других действующих сил нет. И этот новый мир не страшен, можно петь спокойно, без надрыва, светло. Хотя и жалко так вот уплывать… Ветер весенний ночной принесет тебе вздох от меня. И совсем не все равно, что там осталось в покинутом мире. Ты погляди не осталось ли что нибудь, после меня.
И как тут можно выполнить пожелание «ты погляди без отчаянья», которое так оседает в памяти? Так строчкой ранее (которая в памяти как-то не оседает) как раз и говорится: «В полночь забвенья на поздней окраине жизни своей.». То есть, где-то к поздней окраине жизни своей можно будет уже и без отчаянья поглядеть. Раньше — вряд ли. А на поздней окраине — можно, потому что Cмерть побеждающий вечный закон — это любовь моя. И значит, если закон вечный и смерть побеждающий, то есть надежда встретиться после.

А я все это слушаю и подсознательно прикладываю к себе. И так себя жалко становится (опять же, подсознательно), и слезы эти по себе любимому, которого так вот неожиданно покинули. И еще жизнь дальше надо будет как-то прожить до той самой поздней окраины… Казалось бы, чистая абстракция… Ан нет, цепляет еще как.

Теперь эта песня есть у меня в плэй листе. Скорее всего, я нечасто стану ее слушать. Только под настроение. Очень специфическое.

И уж не дай Боже, чтобы она стала песней «про нее», «про меня» или «про нас».
Comments 
17-июн-2008 12:54 pm
Правильно все.
Хотя, знаешь, вслед за этими рассуждениями отловила у себя шлейф такой: а не готовы мы, даже сейчас не готовы услышать все в этих словах правильно.
И пусть лучше как в юности, светло и легко.
В подсознании все прорастет ровно так, как надо. Всему свой срок.
Я - верю...
17-июн-2008 01:07 pm
Конечно, светло и легко - лучше. Она и поется светло и легко. И по идее, даже в новом для меня понимании надо все переживать светло и легко. Но сейчас не получается. Оно может со временем откатиться до прежнего восприятия (но что-то в это не верится) или развиться до "правильного", но до этого еще дзен растить и растить...
17-июн-2008 03:19 pm
спасибо тебе, Антон. Просто, спасибо :)
17-июн-2008 05:59 pm
Пожалуйста :). Хоть и не знаю, за что, но не жалко :).
17-июн-2008 05:10 pm
ДЛя мен\ эта песня наоборот очень светлая и жизнеутверждающая что ли. Как буд-то закончилось что-то хорошее, но впереди ждет еще более лучшее.
Кстати, в спектакле эта песня была, но не после этого текста. После этой цитаты была песня на английском языке.
17-июн-2008 06:27 pm
Она по сути своей светлая. И последние слова действительно очень жизнеутверждающие. Наверное, под разное настроение в ней и читаются разные смыслы. Помнится, иногда и у меня она оставляла очень светлое чувство. А сейчас вдруг по-другому пришлась.

А Гришковец, видимо, перетасовывает некоторые вещих... Интересно, в каком месте эта песня была в спектакле? И какая песня на английском была после этих слов? Наверное, что-то известное, ведь ее же должны знать все...
17-июн-2008 11:07 pm
Уф... Прочитала днем, а сейчас послушала песню и посмотрела отрывки.

Я ведь видела этот фильм! Только так давно, что всё забылось среди детских воспоминаний. Какая там красивая девочка. Знаю, правильно говорить "обаятельная" и "несмотря на..." Но - мне нравится именно моя неправильная терминология: героиня очень, очень, очень красивая. :) Хочу пересмотреть фильм.

А на слух не смогла воспринять песню как призыв "оттуда". Может быть, потому, что когда не знаешь слова, воспринимаешь в первую очередь мелодию, а исполняется как раз очень светло... Как Ксанка уже написала - как будто кончилось что-то хорошее, и дальше тоже будет хорошо.

А то, что ты написал, цепляет, отчаянно. :) Любя, я отпускаю всё время, каждый день, но здесь, в этом мире. И не дай бог, чтобы по-другому...

Ой, сумбур. :)
18-июн-2008 05:57 am
На слух трудно эту песню воспринять как что-то конкретное. Там достаточно непростые слова. У меня ощущение песни с того света появилось, только когда она пару дней в голове повертелась, и слова практически запомнились, встали на свои места.
В принципе, это может быть и вовсе не так. Хотя, Машка сказала, что по книге главный герой таки умер в конце. Тогда такая трактовка становится еще более уместной, хоть и все еще неочевидной.
18-июн-2008 10:01 am
а еще умер актер, игравший главную роль.. и мне именно это вспомнилось после твоей трактовки, почему-то...
18-июн-2008 12:30 am
офф: а это кино снимали в моем доме на патриках, освещая зимние сцены из окна нашей комнаты в коммуналке ))
18-июн-2008 06:05 am
Обалдеть! Вовсе и не такой уж офф. Очень интересная деталь :).
18-июн-2008 10:02 am
как, однако, обсуждение перетекло с "Планеты" на "Вам и не снилось" :))
18-июн-2008 12:24 pm
Антоныч, читала - и мороз по коже, представляешь?
18-июн-2008 12:27 pm
Дык, оно и писалось не очень легко :).
18-июн-2008 09:44 pm
И у меня - мороз...
(прошу прощения, что влезаю)
This page was loaded ноя 18 2017, 7:34 pm GMT.