Записки 5-ю-6-веника.
Одни сутки в шкуре спелеолога
22-авг-2017 07:00 pm
mountain
Еще в студенческие годы я испытывал лёгкое сожаление, что, при наличии некоторого опыта водных, горных и лыжных походов, мир пещер оставался для меня совершенно незнакомым. На разных туристических тусовках иногда встречались спелеологи, и их песни и рассказы звучали довольно таки экзотично. Тем не менее, это сожаление не было достаточно глубоким, чтобы прикладывать усилия к приобщению к спелеологии. Сейчас, благодаря возрождению организованного туризма, некоторые фантазии воплотить в жизнь оказывается совсем не трудно за разумные деньги. Например, Клуб Приключений водит двухдневный поход в Саблинские пещеры с ночевкой. В смысле, с ночевкой внутри пещеры. Самое то для поверхностного (если здесь это слово уместно) ознакомления.

Так получилось, что на эту авантюру подписалась большая околошкольная тусовка в количестве 12 человек, включая нас с Машкой и Серегой и заметную часть участников прошедшего байдарочного похода.

Обычно маршрут начинается на платформе электрички в Саблино. Но мы, как знатные халявщики, приехали к пещерам на машинах. И инструктора нашего довезли - заодно и познакомились немного. Николай оказался мастером спорта по скалолазанию, опытным альпинистом, к тому же еще и реконструктором, и киноманом. Пещерами увлёкся последние три года. В Саблинских пещерах, конечно, продвинутые технические навыки трудно применить, но и там может быть по-своему интересно.

Когда все прибыли на место, Николай провёл краткий вводный инструктаж.

Вводный инструктаж

На улице жара за 25, солнцепёк, а нам надо надеть на себя термобельё, плотный верхний слой одежды и желательно еще какое-нибудь утепление. В пещере стабильно от +6 до +8 градусов. Поверить в это, стоя на жаре, довольно трудно, но приходится...

Вот мы уже переодевшиеся, но пока еще чистые:

Группа, пока еще чистая

Наше место обитания - пещерная система Штаны. Это часть системы Большая Жемчужная, но после обвала 30 лет назад проход остался только через озеро, и даже энтузиасты (насколько я понял) его не используют.

Вход в пещеру заблокирован двумя бетонными плитами по очереди. Случайного прохожего это вполне может остановить, но мы здесь не случайно, а по делу. Спокойно пролезаем справа от плиты:

Перегороженный вход в пещеру

От выхода до нашего дагеря совсем близко. Место это называется Остановка первого Гопа.

Остановка первого гопа

Блестящие штучки - это обернутые золотой пленкой ками. Просто для красоты. Огромный мусорный пакет слева - это один из рюкзаков. Все вещи были упакованы в такие пакеты, чтобы при перетаскивании песок не набился. Потом-то мы поняли, что лучшей упаковкой для вещей были бы плотные гермопакеты. У нас их как раз дома немало. Но на таких продвинутых пользователей инструкция по подготовке к походу расчитана не была.

Близость стоянки от выхода позволяла выбираться в туалет на поверхность. При более серьезных походах или меньшем количестве участников всё, конечно, делается внутри.

А вот питьевая вода даже у нас была местная, пещерная. Там, где она интенсивно капает с потолка, подставляют ёмкости, и за разумное время набирается вполне достаточно:

Так собирают воду

Обычно пещеры у всех ассоциируются с летучими мышами. Николай сказал, что летом в этих пещерах мышей практически нет, но они опровергли это утверждение и встречались весьма регулярно. Вот, например, одна, жившая неподалеку от входа:

Летучая мышь

Слева от нее еще были нелетучие пока что мышата, но их без вспышки приемлемо резко сфотографировать не удалось.

После непродолжительного отдыха Николай повёл нас через улицу в две соседние пещеры. В первой был так называемый пробный шкурник. Шкурник - это узкий лаз, в котором время от времени (или постоянно) со стенками контактируют все части тела. Там можно только ползти, причем иногда - в очень неудобном положении. Пробный шкурник - песчаный и не слишком длинный. Известно, что человек, который его пролез, скорее всего пролезет и шкурник Транс-труба, который гораздо длиннее и интереснее. А тот, кто после пробного шкурника поведает в подробностях, в каком месте он видел все эти пещеры, долбаных спелеологов вообще и долбанутого на всю голову инструктора в частности, сможет спокойно после этого собраться домой и не истощать свою нервную систему постепенно.

Ради сохранения интриги Николай запустил нас в пробный шкурник в порядке от более щуплых к более крупным. Серега уже заметно крупнее меня, и он лез предпоследним:

Серега выползает из пробного шкурника

Судя по всему, ему понравилось. То ли процесс, то ли успешное окончание:

Серега доволен

Машка с еще одной коллегой рисковать не стали.

Следующим пунктом нашей программы была пещера со старой деревянной крепью:

Самая старая крепь

Этому бревну уже больше 100 лет, но оно очень хорошо сохранилось. Проникшись пещерными особенностями, возвращаемся к Первому Гопу. Зажигаем свечи, достаем перекус, Николай ставит кипятиться воду. Там даже по-своему уютно...

Отдых 1

отдых 3

Но... Довольно длительный переход под палящим солнцем в полном обмундировании заставил практически всех основательно пропотеть. В мокрой одежде надолго оставаться в холоде пещеры небезопасно, так что некоторым пришлось вылезти обратно и просушиться. А некоторые решили, что и так сойдет. Мне вот было лень, и оно таки сошло (тьфу-тьфу-тьфу).

Для лучшего понимания произошедшего в первый день прилагается карта нашей системы (кликабельна, как и все фотографии):

Карта Штанов.jpg

Синяя линия - проход от входа к нашей стоянке. По левую руку по пути нарисована капелька - это место, где набирается вода. Не доходя конца линии, слева нарисовано подобие палатки - там мы спали.

Красная линия - наш последующий поход к Транс-трубе и через нее - к Журналу.

Фиолетовая линия - поход в дальний конец системы к Хвосту скорпиона.

По статистике, в одной из нескольких групп обычно находится некоторое количество людей, которые уезжают уже на этом этапе. В нашей группе такого желания никто вслух не изъявлял. Отдохнув, подкрепившись и просохнув мы отправляемся в длительное путешествие:

Народ уползает к каннибалу

Первая остановка - Зал каннибалов:

Столб в пещере каннибала

Начиная с этого места, рекомендовалось шуметь поменьше, говорить потише и вообще соблюдать всяческую осторожность. Потолок образуется известняковыми плитами, которые время от времени умеют осыпаться. Нередко завал потом можно разобрать, но оказаться там в момент непосредственно обвала очень не хотелось бы. Успокаивала только статистика, согласно которой в прошлый раз в этих пещерах кого-то заваливало насмерть очень давно.

Народ в пещере каннибала

Вскоре после Зала каннибалов желающие отправились проходить Транс-трубу. На этот раз Николай поменял порядок прохождения, пустив Серегу первым, а меня - примерно в середине. В Серегиных силах он, похоже, был вполне уверен, а остальные после Сереги должны были понимать, что они там точно не застрянут. Сам Николай остался ждать трубопроходцев вместе с более разумными членами группы.

Фотоаппарат я в шкурник брать не стал - это было бы уже слишком большим издевательством над техникой. И так огромное ему спасибо, что выжил в тех непростых условиях. Транс-труба оказалась длинным мокрым и грязным каменистым шкурником со сложным внутренним рельефом. Ни в каком месте там не было слишком тесно, чтобы затруднялось дыхание или что-то критично зажималось, но было огромным облегчением из него, наконец, вылезти. Перспектива обратного пути слегка морально напрягала, хоть мне обратный путь и дался несколько легче.

Найдя Журнал, мы с гордостью вписали в него свои имена и вернулись к остальным. После посещения Транс-трубы ранее относительно чистая одежда стала выглядеть примерно так:

Грязная Сашка

После воссоединения группы все двинулись через Зал каннибалов в дальний путь. По пути встречались проявления спелеологического юмора:

Розетка

Знак туалета

Технически трудные участки, как обычно, фотографировать не удавалось, поскольку было не до того. Вот мы доползли наконец до относительно просторного места (Зал радиомолчания, если не ошибаюсь). На некоторое время узости и шкурники кончились.

Машка довольна, что мы дошли

Следующей остановкой был Грязный дол, также называемый Галерея. На стенах там висят репродукции картин, а на горизонтальных поверхностях стоят фигурки из глины:

Глиняные фигурки

К сожалению, некотрые фигурки были явно сознательно попорчены. Довольно странно, что и в такие места добираются вандалы. Завершающим техническим испытанием для избранных (самых щуплых) был шкурник Хвост скорпиона. Мы подошли к дельнему его концу всей толпой через Душ и Барабанщика, чтобы проводить в заплыволз первую участницу. Это, вполне предсказуемо, была Таня. Когда Таня скрылась в норе, мы вполне успели вернуться в Грязный дол, чтобы ее торжественно встретить:

Таня вылезает из "Хвоста скорпиона"

В месте окончания Хвоста скорпиона капли на потолке набухают неторопливо. Видно, что через несколько тысяч лет там вполне могут образоваться сталактиты. Если, конечно сохранится этот самый потолок...

Будущие сталактиты

Николай лежал в расширении хода за самым узким участком и давал ценные советы. А Сашку, полезшую второй, он даже немного подтянул. Сашка делится впечатлениями, но слушатели явно относятся к сказанному с лёгким недоверием:

Сашка делится впечатлениями о "Хвосте скорпиона"

После Сашки только Ольга Бусыгина смогла одолеть этот шкурник, но и это неплохо. Изначально Николай считал, что в нашей группе его проползут человека два.

Обратная дорога до Остановки первого Гопа прошла морально несколько легче, чем путь туда. Тем не менее, все заметно устали от непривычных нагрузок. По пути встречались неприятные места. В некоторых Машке было неуютно, но не от тесноты, а от ощущения опасности. Позже обнаружилось, что на карте эти места как раз и помечены как обвалоопасные. Хорошее у Машки чутьё. Наша стоянка с песчаными сводами воспринималась уже с радостью, как дом, практически.

Машка рада возвращению "домой"

На обед/ужин был приготовлен сырный суп:

Сырный суп

Николай его готовит не так, как это обычно делаем мы, но получилось исключительно вкусно. Почти все обращались за добавкой, которой, к счастью, хватило.

Во время нагрузок многие снова слегка пропотели. Потом, на отдыхе, это становится заметным. В свете фонариков носок у Сереги выглядел реально дымящимся. Прямо вот-вот загорится:

Дымящийся носок

Затушив носок, Серега, наконец, взял гитару. Громко орать в пещерах категорически не рекомендуется, но просто спокойно попеть вполне можно. Акустика очень интересная.

Серега с гитарой

Палатки поставили непосредственно перед сном. С одной стороны, для нас это была ломка шаблона: обычно лагерь ставится сразу по приходу. Но, с другой стороны, Николай надеялся, что за день в пещере многие привыкнут к обстановке достаточно, чтобы спать без палатки. Он лично считает палатки в пещере страшным извращением, поскольку в этом месте нет ни ветра, ни воды, а от холода палатки в пещерах тоже не спасают. И он оказался прав: из пяти взятых палаток в результате были поставлены только две: Наша с Машкой и Серегина с Таней. При всей весомости аргументов, мы хотели получше защитить хорошие спальники от песка. И это удалось. Впрочем, те, кто спал без палаток, тоже ни о чем не пожалели :).

Тент мы натягивать не стали. Николай убедил нас, что в пещерах тепло не сохранится всё равно:

Наша палатка

Ещё Николай обещал, что с наступлением полной темноты и тишины все начнут ловить глюки разной степени тяжести. Например, в полной темноте начинает казаться, что ты можешь разглядеть силуэт своей руки. На ночевке полной темноты не случилось, поскольку мы оставили две наиболее долгоиграющие свечки гореть всю ночь. Так было слегка уютнее и спокойнее. О полной тишине при наличии 13 человек тем более смешно было говорить. Но нас заинтересовали описанные эффекты, и бОльшая часть группы перед ужином сползала в пещерку перед Залом каннибалов, куда не доходили свет и звуки от лагеря. Визуальные глюки через некоторое время после выключения фонариков стали наблюдаться у всех. В какие-то периоды времени казалось, что потолок пещеры слегка освещен. На фоне этого света действительно можно было "увидеть" силуэт своей руки. Эти периоды у всех были в разное время. Потом накатывала полная темнота, которая некоторых почти пугала. Некоторые наблюдали "звездное небо", но тоже чередующееся с полной тьмой. Самые экстремалы решили еще и путь в лагерь проползти в темноте на ощупь. Но слишком экстремальным этот опыт не получился, поскольку за первым же перегибом рельефа отблески света от лагеря дали ориентир.

Ночью почти все в той или иной степени замерзли. Я по привычке лег спать без носков, и это оказалось ошибкой. Наземный походный опыт не работал - тут требуется свой, пещерный :).

Утром после завтрака мы вышли на поверхность и дошли до Входа жемчуга, чтобы посетить Могилу Белого спелеолога. В каждой пещерной системе должна быть его могила, и все спелеологи должны чтить это место.

Карта Жемчужины.jpg

Синяя линия - проход от нашей стоянки до Могилы Белого спелеолога .

Розовая линия - наш последующий поход к Кухне, а потом, через Планетарий иТронный зал - к озеру.

На улице уже не было вчерашней жары, так что до входа добрались без проблем. Вскоре после входа можно обнаружить завал бывшего прохода в систему пещеры Штаны. 30 лет назад тут можно было пробраться без выхода на поверхность.

Завал прохода в Штаны

Если вы часто просите: "Господи, дай мне знак!", то в этих пещерах такая просьба регулярно исполняется.

Знаки у могилы

Могила Белого спелеолога

Могила Белого

Законы Белого

Белый спелеолог - персонаж, весьма похожий на Черного альпиниста, но гораздо более мифический. Про него есть множество совершенно разных легенд. Николай нам рассказал примерно вот эту.

На обратном пути три человека, включая меня, отстали от группы и оказались в зале, что ниже цифры "1" на карте, когда остальные оттуда уже ушли. Неизвестно, куда, что характерно. Карты у нас с собой не было, а различных проходов оттуда очень много. Мы осмотрели несколько на разумном расстоянии, чтобы не заблудиться окончательно, ничего не обнаружили и стали ждать, когда за нами придут. Довольно скоро из одного из лазов послышался голос, и мы на него благополучно выползли. Поскольку нас было трое, у всех работали фонарики, и помощь не могла не прийти, заволноваться никто не успел. Николай шутил, что надо было дать нам испугаться посильнее, но на это могло бы уйти неоправданно много времени :).

После прогулки в Большую Жемчужную мы практически сразу отправились по нашей системе к озеру. Сначала путь пролегал через привычный Зал каннибалов, но потом встретился весьма неприятный лаз, который Николай назвал "Сломаной коленкой", но на картах это больше похоже на Закрытый перелом. Там в довольно узком проходе надо повернуть на 90 градусов налево. Машке этот маневр чисто технически дался нелегко, и Николай потом отметил ее мужество. Не все в результате рискнули там пролезть.

Вскоре мы дошли до зала под названием Кухня. К огромному удивлению Николая, уровень воды очень сильно опустился. Рукой он показывает, где вода стояла за месяц до того:

Прежний уровень воды

После Кухни мы ненадолго заглянули в одно место, откуда энтузиасты продолжают искать проходы в систему Большая Жемчужная:

Лаз для фанатов

Это тоже по-своему знаковое место:

Машка рядом со знаком уставшая

Потом мы снова через Кухню прошли в Планетарий:

Планетарий

Там потолки были весьма высокие. Но в следующем Тронном зале выпадала возможность посмотреть на окружающих действительно с высоты:

Вид от трона

А так же почувствовать себя властителем:

Машка на троне

Совсем неподалеку от Тронного зала все пути упираются в озеро. Хоть его уровень и сильно упал, пробраться по нему в соседнюю систему непросто.

Народ смотрит на воду.

Проход где-то там...

Затопленный проход в другую систему

На обратном пути, неподалеку от Зала каннибалов наткнулись на самодеятельную группу в шортах и футболках, собирающуюся сходить туда же, откуда мы только что вернулись. Смешливые подростки в той группе постоянно громко ржали и разговаривали в полный голос в потенциально опасных местах. Судя по всему, запас прочности у этих пещер пока что есть, иначе статистика жертв при наличии подобных посетителей должна была бы быть заметно выше...

По возвращении в лагерь мы оперативно выпили чая, собрались и с вещами выползли на поверхность. Это было уже вполне приятно:

Машка вылезает из пещеры

Мы всё еще бодры и временами даже веселы, но одежда выглядит уже совсем не так, как сутки назад:

Групповое фото после

Опыт оказался очень интересным. Моя семья сошлась во мнении, что это было круто, но спелеологами мы не станем. В принципе, не с нашей комплекцией по шкурникам лазать. Но в прошедшие две ночи пещеры мне снились, причем в достаточно позитивном ключе. Что-то в этом однозначно есть :).
23-авг-2017 05:33 am
весьма занятно. Но для меня грязно, темно и противно. И вот это вот все дерьмо типа сломанных табличек и прочих бутылок тоже безусловно портит вид. В нормальной Финляндии или Австралии вылизали бы все красиво, даже без денег: собрались бы такие вот инструкторы-волонтеры и выгребли 10 мешков мусора. И была бы красивая пещера в первозданной красоте.
Вода в подземном озере офигеть чистая.
23-авг-2017 06:23 am
Мусора там нет. Совсем. Знаков и на один мешок не наберется, но они у местных фанатов мусором не считаются. Они помогают ориентироваться и определяют место. С бутылками странно, да. Насчитал их там в сумме ровно три. Вероятно, те, кто их там оставил, считали бутылки не мусором, а тем, что кому-то может пригодиться. Характерно, что все они были неподалеку от воды.

Первозданной красоты у этой пещеры по определению нет, поскольку ее от начала и до конца выкопали люди. И продолжают копать в ограниченных объемах.

Воду сначала вообще не было видно, пока в нее не наступили, и рябь не пошла.
9-мар-2018 10:23 pm
Мусора там дохрена, на самом деле. А вот знаков в Жемчужной море, и они среди фанатов пещер может и не считаются мусором - но вид и правда портят. До поры до времени пещера Веревка была без знаков - и радость была в нее ходить, любоваться. Потом эти козлы из своей тусовки принесли знаки и хлам туда тоже
Это неправда про то, что нет первозданной красоты. Почти все ходы пещеры - это не выкопанные уже людьми, ибо те обвалились, а то, что было над ними. И мы видим разрез геологических слоев, что очень ценно.
9-мар-2018 10:24 pm
Согласен- меня этот хлам тоже достает. Люблю пещеры, где его нет
23-авг-2017 05:51 am
В пещерах есть своя прелесть. Представляю сколько эмоций можно получить если умудриться отстать от основной группы.
23-авг-2017 06:26 am
Да, если отстать одному и не в двух шагах от выхода, а где-то в глубине системы, и группа неизвестно когда станет пересчитываться... А еще если батарейки садятся... К счастью, никто из нас этого не испытал в полном объеме.
23-авг-2017 06:39 am
Восхитительный поход, и шикарный рассказ о нем. Спасибо, Антон! Давно собираемся поехать в пещеры, думаю, что на однодневный выезд обязательно в сентябре соберемся.
23-авг-2017 06:45 am
А вы в каком формате собираетесь? На цивилизованную экскурсию или примерно как мы, только без ночевки?
23-авг-2017 06:49 am
Думаю, что как вы. Хочется ни от кого не зависеть, особенно с учетом того, что не всем детям (или взрослым ;)) может понравиться ощущение большого количества земли над головой, и экскурсия завершится раньше запланированного. :))
23-авг-2017 06:58 am
Наш случай - это, всё-таки, не самодеятельный поход, а довольно большая группа под руководством инструктора, который вел нас более или менее по программе, утвержденной в клубе. То есть, уехать до ночевки - не вопрос, а вот пойти в произвольный момент куда хочется - это вряд ли.
23-авг-2017 07:19 am
Про безопасность я помню. :) Может быть, примкнем к организованной экскурсии. А сколько стоит пригласить инструктора?
23-авг-2017 07:28 am
Мы оформлялись через Клуб путешественников (http://www.vpoxod.ru/route/nw/sablino-4-peschery-i-2-vodopada/about), так что опыта использования других вариантов у нас нет.
23-авг-2017 07:32 am
Спасибо, посмотрим.
23-авг-2017 07:17 am
точно не мой вариант, но почитать и посмотреть фото было очень интересно.
Я и грязь-сырость не люблю, а больше всего испытываю дискомфорт в замкнутом пространстве. Сидя в вагоне метро начинаю задыхаться только от мысли, что вагон может остановиться в туннеле и застрять. Клаустрофобию мне никто не диагностировал, но, думаю, это она и есть )
23-авг-2017 07:38 am
Да, очень специфическое занятие - лазание по таким неподготовленным местам. Но, думаю, в больших оборудованных пещерах типа той, что мы в Январе в Словакии посетили (https://pp.userapi.com/c626626/v626626758/49065/85j-_RSwWnU.jpg) тебе должно быть нормально.
23-авг-2017 02:53 pm
Интересный опыт, но не для клаустрофобов :)
Какие большие, оказывается, эти пещеры! В принципе, туда, наверное, и зимой можно пойти, и температура внутри должна быть примерно такой же.
23-авг-2017 05:44 pm
Да, говорят, зимой там даже интереснее, потому что заметно теплее, чем на улице. Можно греться :).

Только подходы к пещерам бывают очень скользкими, так что надо аккуратно ходить.
9-мар-2018 10:19 pm
температура в дальней части пещеры от +5 до +8, от средней температуры земли за год до чуть выше, потому что чем-то греется, например радиоактивными элементами или грунтовыми водами + накопленный за лето запас тепла в воздухе
12-мар-2018 07:43 am
Ну, логично, так и должно быть по законам физики.
9-мар-2018 10:18 pm
По поводу идиотов, которые водят за бабло или ради тусовки с ночевкой пещеры - я могу напомнить лишь одно. Моча и кал, оставленные там - не исчезнут никогда, там нет грибов и бактерий, их уничтожающих и разлагающих. Соответственно, запах мочи в пещерах есть почти везде. Ночевать в пещерах нельзя, это памятник природы, нельзя разжигать костры, но , к сожалению, нашему быдлу все равно на это

А вот однодневные походы с уважительным отношением к памятнику истории, где добывали кварцевый песок, и к Саблинскому памятнику природы - дело хорошее. Сам часто туда вожу группы
This page was loaded сент 20 2018, 1:05 pm GMT.