Записки 5-ю-6-веника.
Каппадокия
16-май-2019 12:21 am
BeginningOfJoney
Автобус прибыл в Гёреме около 10 утра. К счастью, наша гостиница располагалась совсем не подалёку от автобусной станции, и вскоре мы уже были там.

Вот так она выглядит со стороны:

Гостиница в Гёреме

Надо сказать, что в тех местах окончание "cave house" (т.е. пещерный дом) в названиях гостиниц очень популярно. И это не пустой звук: чаще всего, как минимум, часть номеров высечена прямо в туфовой скале. Но мы это узнали несколько позже. По прибытии же было еще слишком рано для заселения и уже слишком поздно для завтрака. Однако, за разумные деньги нам накрыли шведский стол с остатками от стандартного гостиничного завтрака, да еще и свежих сырных рулетиков напекли. Это было очень кстати.

Приободрившись и переодевшись, направились мы в первое путешествие по долинам Каппадокии. Первый день был обещан разминочным - всего около 10 километров. Уже в самом городе особенности ландшафта бросаются в глаза:

Уникальный ландшафт этих мест своим появлением обязан мощным извержениям вулканов около 50 миллионов лет назад. Сначала вулканический пепел заполнил все неровности, потом это всё сверху залила лава, а потом все последующие миллионы лет шел процесс выветривания. Перепады температур в этой местности бывают очень значительными, так что в базальте, образовавшем верхний слой, появлялись трещины. А потом вода, проникающая в эти трещины уже легко размывала нижние слои спресованного вулканического пепла, превратившегося в туф. Под наиболее стойкими базальтовыми участками туф не размылся до сих пор, и одинокие колонны самых причудливых форм торчат повсеместно. Поскольку туф легко не только размывается, но и выдалбливается, люди стали приспосабливать местные скалы для своих нужд еще много тысяч лет назад. Результаты действия всех этих сил мы и наблюдали с большим интересом последующие четыре дня.

Первое наше путешествие проходило по Голубиной долине. Здесь раньше разводили голубей, чтобы собирать их помёт и перерабатывать на удобрения. Вот мы постепенно набираем высоту:

Начало Голубиной долины.JPG

Машка очень рада, что взяла с собой телескопические палки и треккинговые ботинки:

Машка с палками в Голубиной долине.JPG

А вот пример образования ущелья из простой трещины в верхнем слое породы:

Промытая щель.JPG

Природные формы и сами по себе довольно причудливы, а деятельность человека порой добавляет новый смысл. Здесь, например, можно увидеть голову рептилоида, глаз которого явно сформировали искусственно.

Мост и рептилоид.JPG

А вот и многочисленные ячейки, вырубленные людьми для голубей. Сейчас голуби здесь уже не живут, а ячейки остались:

Голубиные ячейки.JPG

Вдали виден город Учисар и высокая башня в его центре. Эта башня вообще доминирует над данной местностью. Нам, конечно же, именно на её вершину.

Город Учисар вдали.JPG

Окраины города Учисар - это настоящие пещерные города.

Пещерный город.JPG

Люди в этих пещерах уже не живут, но в хозяйственных целях вполне их используют:

Горшки в пещере.JPG

Кроме пещер, есть по сторонам и другие красоты:

Машка с сиренью.JPG

Шаг за шагом добрались мы и до вершины башни. Виды оттуда вполне достойные...

Вид на город с вершины башни.JPG

Вот к тому хребту вдали мы подойдём уже на следующий день. Но в тот момент мы об этом ещё не знали...

Машка на вершине башни.JPG

Путь домой проходил вдоль шоссе, и для уставших ног это, вероятно, был не худший вариант.

Скоро Рамазан.JPG

Здесь видно обзорную площадку города Гёреме и людей, наблюдающих с неё закат. Мы же планируем в пять утра следующего дня наблюдать оттуда рассвет и массовый взлёт воздушных шаров. Это тоже визитная карточка Каппадокии.

Обзорная площадка.JPG

Однако, первым делом надо было заселиться. Мы уже знали, что нас ждут четырёхместные номера, но предполагалось, что каждый из этих номеров двухкомнатный. В реальности оказалось, что двухкомнатный номер только один, да и в нём разделение на "комнаты" чисто условно. Зато в нём нет окон, поскольку именно этот номер как раз высечен в толще скалы. Экзотика! Но нас она порадовала в меру, поскольку логика расселения была совершенно непонятна. В группе двое мужчин и десять женщин. То есть, по половому признаку не распределиться. В результате решили в "двухкомнатный" номер поселить две супружеские пары. Это было тоже не слишком удобно, но любой другой вариант был бы еще хуже. К счастью, вторая пара оказалась ещё более опытными туристами, чем мы с Машкой. К спартанским условиям нам всем было не привыкать, а к обществу друг друга и условиям жизни в номере без окон мы постепенно приспособились.

Утром, как и планировалось, мы к пяти утра пришли на обзорную площадку. Еще по пути местные что-то кричали нам из проезжающих машин. Хоть это и было по-турецки, мы догадались, что они предупреждали о нелётной погоде. Действительно, облачность очевидно слишком низкая.

Вот над этим пространством должны были взлететь воздушные шары:

Вид с обзорной площадки.JPG

Насладиться рассветом тоже не получилось: солнце не было видно сквозь плотные облака, и просто со временем становилось светлее. Никаких дополнительных красочных эффектов. Пришлось вернуться в гостиницу и поспать еще часик до завтрака. В последующие дни мы о нелетной погоде узнавали заранее и даже не выходили в сторону обзорной площадки. При нас шары не летали ни разу. Они полетели ровно на следующее утро после нашего отъезда, и выглядело это так:

Воздушные шары от Славы
Фото (с) Вячеслава Лобача.

А нам вышла не судьба... Но зато и не было реального соблазна попытаться полетать самим. В этом сезоне цена доползла до 200 евро с человека, и борьба с жабой вышла бы мучительной при любом исходе.

После завтрака мы вышли на самый протяженный свой маршрут. Первым важным объектом должна была стать скрытая церковь, но найти её нам так и не удалось. Видимо, скрыли на совесть :).

Ищем скрытую церковь.JPG

Потом мы добрались до "музея под открытым небом". На его территории, начиная со второго века нашей эры, жила большая христианская община. В скалах были вырублены несколько церквей, жилые помещения, усыпальницы и прочее. Фотографировать внутри церквей запрещено, так что у меня фотографии только снаружи:

Музей под открытым небом.JPG

Мы там провели около часа, а затем двинулись дальше. Группе предстояло пройти по одной долине (названия которой я не помню), а потом перебраться в Красную (она же Розовая) долину. Как и ожидалось, по пути было красиво...

Начало очередной долины

Пещера

Нависающая скала

Поднявшись по этой лестнице, Машка обнаружила длинную узкую пещеру.

Машка на лестнице

"Твою ж мать!" - с чувством сказала Машка, и эхо, отразившись от стен пещеры, разнесло это высказывание далеко вокруг... Сначала даже показалось, что там могут пригодиться фонарики. Но нет, не пригодились: свет в конце тоннеля появился довольно быстро.

Выход из "Твою ж мать" пещеры

Вскоре после этого мы вышли к хребту, разделяющему две долины. Нам вот по той лестнице вверх:

Лестница на водораздел

После подъема по лестнице надо пробраться вверх по узкой щели:

Оттуда мы пришли

А по другую сторону хребта цвета и формы скал заметно отличаются:

Машка на фоне Розовой долины

Разноцветные скалы

В этой долине есть множество хороших мест для фотографирования. Но на точку, где была устроена самая продолжительная фотосессия, даже указывал специальный знак.

Народ позирует

Машка тоже попозировала:

Машка взлетает

Налево уходила очень интересная по виду долина, но нам с ней было не по пути...

Долина, в которую мы не спускались

Зато наверху от неё обнаружилась неохраняемая церковь, в которой можно было фотографировать.

Фрески

Акустика там была тоже потрясающая. Так и хотелось спеть что-нибудь соответствующее, но никто из группы ничего подходящего не знал. Однако, даже просто потянуть одну ноту, врменами уходя вверх или вниз, было очень приятно. Особенно, хотя бы на пару голосов.

Через некоторое время навстречу проследовала конная группа. Конные экскурсии здесь тоже популярны и широко рекламируются.

Лошадки

Погода в окрестностях начинала ощутимо портиться. Вдали отчетливо были видны ливни, а иногда и молнии сверкали. Но Машка усиленно заклинала погоду, и на нас в результате упало только несколько капель.

Изрезанные скалы и дождь на дальнем плане

Пожалуй, эта скала обладала самой тонкой вершиной из всех увиденных до и после:

Шея динозавра

Нашим конечным пунктом на тот день была эта крепость.

Крепость

Но над ней в буквальном смысле сгущались тучи, а кроме того, между крепостью и группой коварно возникло кафе. В результате половина группы осталась в кафе, а наиболее энергичные представители ломанули к крепости. Мы уже считали, что цель близка, когда пожилой грузин из проходящей по более верхнему ярусу группы крикнул нам, что здесь прохода нет. Это было печально, и мы решили попытаться его найти. Я рассмотрел три разных варианта с элементами лазания, но все три оказались достаточно опасными и слишком сложными, чтобы предложить их всем. Тогда тот самый грузин предложил нам попробовать еще один вариант и взялся протянуть руку помощи (опять же, в буквальном смысле). Один за другим мы успешно залезли на нужный уровень, хоть не всем это далось одинаково легко. Ура!

Оказалось, что грузинская группа направлялась в пещерный православный храм. Мужик, который нам помог, как ни странно, сам был мусульманином, но хорошо знал историю этих мест и вёл группу паломников. Он им многое рассказывал, но, к сожалению, только по-грузински. Паломники принесли с собой целый мешок свечей. Они и сами поставили немало, и с нами поделились. Кроме того, среди них было немало людей, хорошо знающих, что и как надо петь в церкви. Это было волшебно! Чудо, что мы оказались в этом месте именно в это время...

В пещерной церкви

Потом мы поднялись на самую вершину скалы. Воздух там был буквально пропитан электричеством, но дождь всё не начинался, позволяя нам сделать несколько снимков:

Вид сверху 1

Вид сверху 2

Вид со мной

Обратно мы спустились уже по правильной безопасной дороге. Когда входили в кафе, дождь практически начался, но потом передумал. Так и обошлось для нас без дождя в тот день. После вкусного и сытного ужина группе оставалось преодолеть три километра до гостиницы. Мы это проделали расслабленно, хором исполняя всякие песни, какие только на ум приходили. Шагомеры в конце дня показывали у народа от 35 до 39 тысяч шагов. Хороший вышел день, насыщенный (с).

Третий день начался с так называемой Долины любви. Хоть местные жители и называли эти столбы "каминами фей" или "флейтами фей", у современного человека фаллические ассоциации преобладают:

Многочлен

Неподалёку от этого места находится еще одна церковь в скале.

Церковь в скале

За вход в неё надо платить, и желающими это сделать оказались только мы с Машкой. Формально там фотографировать тоже нельзя. Но, вероятно, из-за чрезвычайно малого количества посетителей охранник не стал делать мне замечаний.

Фреска

В последующей долине я уже не особо надеялся увидеть что-то новое, но затейливая природа продолжала удивлять:

Чернильное перо

Причудливые формы

В этой глыбе мне видится голова сурового усатого мужика в берете:

Мужик в берете

В этой скале находится еще одна церковь. Можно даже разглядеть, что внутри на стенах сохранились фрески. Но залезть в нее без снаряжения - чистое самоубийство...

Церковь в пещере и ступеньки

Немного выше этой церкви находится обзорная площадка, откуда открываются затейливые ландшафты:

Волнистые бугры

А чуть ниже расположена гораздо более легко доступная церковь, обозначенная на карте как "церковь-цистерна". На снимке я иду уже в обратную сторону.

Я у церкви-цистерны.jpg
Фото (с) марии Пятышевой.

Цистерну мы там не обнаружили, но церковь вполне себе была.

Церковь-цистерна

Спустившись вниз на дно долины, мы через некоторое время оказались под огромным навесом.

под скалой

Жаль, что там не на что было сесть. Тень в середине дня в тех местах - редкое явление. Сверху же эти карнизы тоже неплохо смотрятся:

Карниз - вид сверху и со стороны

Дальше наш путь домой лежал по плоскогорью. Хоть и под жарким солнцем, но зато в продуваемой местности. И снова башня города Учисар служит нам хорошим ориентиром:

Машка на фоне башни Учисар

В последний наш день в Каппадокии температура воздуха понизилась градусов до 14. Для пеших прогулок такая погода подходит заметно лучше, чем жара предыдущего дня. В самом начале пути мы зашли в довольно большой пещерный храм. На некоторых стенах сохранились весьма оригинальные орнаменты:

Растительная роспись

Когда христианство пришло на Русь, этот стиль уже устарел, поэтому в наших церквях ничего подобного никогда не было. Еще в этой церкви можно было оценить прочность туфа:

Висящая балка

Балка с обломком колонны продолжает висеть. Не думал, что туф может успешно выдерживать такие нагрузки на излом...

В окрестностях можно было наблюдать и современное приспособление пещер для жизни:

стеклопакет в пещере

На некоторых спусках идти прямо по травянистому склону было проще и безопаснее, чем по тропе.

Машка на травянистом спуске

Только оказалось, что дорога в самом низу долины предлагает нам свои препятствия :)

Машка под облепихой

Только в этой долине наблюдали мы большое количество отверстий в скалах, напоминающих ласточкины гнезда в песчаных обрывах. Может быть, и здесь птицы поработали, но доказательств этой версии мы не обнаружили.

Ласточкины гнезда

Иногда на скальных обрывах можно было различить прямо таки произведения искусства:

Пикассо

Преодоление очередной узости:

Машка в щели

Очередная "Долина любви"...

Снова многочлен

Некоторые скалы неплохо промыты у основания:

Машка у размытой скалы

Куда-то идут туфовые верблюды...

Верблюды

И вот мы входим в Долину мечей. Правда, первые скалы на мечи не слишком похожи, но посмотреть на них всё равно интересно.

Треугольные скалы и лесенка

А вот и что-то, более похожее на острия мечей:

Долина мечей

В этом массиве обнаружилось множество помещений. В том числе было и одно с потрясающей акустикой. Там мы спели про хождение по полю с конём и про калину, цветущую в поле у ручья.

Массив с пещерной церковью

Вскоре нам троим пришлось попрощаться с группой, поскольку трансфер на наш самолет ожидался заметно раньше отправления их ночного автобуса до Стамбула. Мы благополучно самостоятельно поели, добрались за смешные 450 рублей с человека до аэропорта Кайсери, долетели за смешные 1300 рублей с человека до Стамбула и еще примерно за 2200 рублей со всех доехали от аэропорта до гостиницы в Стамбуле. Автобус из Гёреме к этому времени проехал примерно четверть своего пути. Мы были очень довольны своим решением добираться самолётом. Оно позволило нам хорошо выспаться и на следующий день еще походить по Стамбулу, но об этом кратко после...
15-май-2019 11:19 pm
офффффигеть! никогда не слышал даже (но ноги уже не те, так что и завидовать не стану ;((( И )))
16-май-2019 06:33 am
Мы тоже не слышали, пока не вписались в эту движуху. Мир многообразен!
16-май-2019 05:33 am
Потрясающе!!
Я была только в пещерном городе Уплисцихе в Грузии, а тут на тебе - грузины в Турцию ездят за похожим.
Но, конечно, масштаб Уплисцихе не сравним с турецким.
Там, где ты написал "острия мечей", я бы сказала - грибы типо строчков или сморчков. )
Жалко, конечно, что на шарики вам не удалось полюбоваться, но я уверена, впечатлений и так выше крыши.
Какие офигенские фотографии! И отчет суперский!
16-май-2019 06:41 am
Нас тоже изрядно удивило, что группа человек в 15-20 целенаправленно ехала именно туда. К сожалению, было неуместно расспросить их гида подробнее, поскольку он всё время что-то рассказывал, а народ сосредоточенно слушал. Я практически уверен, что их интересовала конкретная церковь, а то, что она при этом находилась в пещере - факт сугубо вторичный.

Если бы нам повезло с воздушными шарами, то это выглядело бы так:
Воздушные шары от Славы
Фото от Вячеслава Лобача - организатора "Краеведческих путешествий". Он как раз с другой группой там оставался еще на некоторое время.
16-май-2019 07:32 am
Не, ну слов нет, красота. Я видела и раньше фотографии с шарами, они прекрасны.
Но я не видела долины так, как увидели её вы.
Спасибо, что поделился так подробно. Фантастическое место.
У меня в Турции еще одно место есть, намечтанное, солевые террасы Памуккале, далеко они от этой долины, не знаешь?
16-май-2019 08:16 am
Ощутимо далеко. Но при такой низкой стоимости внутренних перелетов по Турции можно попытаться и совместить в одной поездке.
16-май-2019 08:28 am
Очень интересный рассказ:)
24-май-2019 01:59 pm
Причудливое, живописное место!
24-май-2019 02:17 pm
Да, очень любопы но было.
24-май-2019 02:01 pm
А почему Вы не ставите хотя бы одно фото перед катом? Ведь визуально легче зацепиться за картинку и заинтересоваться постом в целом, тем более многие вообще смотрят в основном картинки.
24-май-2019 02:35 pm
Привычка со времен, когда даже одна картинка замедляла трафик :)

А вообще мысль правильная :)
24-май-2019 02:40 pm
Проверенная опытом))) Текстовая страничка навевает уныние ))
24-май-2019 02:42 pm
Пожалуй, что так )
This page was loaded авг 17 2019, 1:19 pm GMT.