?

Log in

No account? Create an account
Записки 5-ю-6-веника.
О голландских дамбах. 
9-мар-2010 12:17 am
ferry
Все знают, что значительная часть Голландии находится ниже уровня моря. Также все в курсе, что от моря голландцы защищаются дамбами. При этом интуитивно не совсем понятно, что конкретно эти дамбы отделяют, и куда девается лишняя дождевая и речная вода, которая по идее все низины должна бы заполнить. Тем не менее, вопросы эти не настолько актуальны для большинства народа, чтобы кинуться искать на них ответы. Я сам детали обустройства голландской системы борьбы с водой узнавал постепенно и в основном случайным образом. Теперь вот по просьбе nastap расскажу немного с картинками.

В значительной степени знакомству с голландской системой защиты от наводнений способствовала работа в здании центра управления этим всем хозяйством. Так уж получилось. Там же на верхнем этаже было некоторое количество экспонатов, ранее демонстрировавшихся экскурсионным группам, а теперь просто занимающих помещение. Вот, например, макет основных дамб:



Здесь видно, что огорожено не только море, но и устья рек. Это логично: приливы и нагонные волны по рекам могут достаточно далеко распространяться. Впрочем, в особых случаях некоторые реки перегораживаются. Если река не судоходная, то проблема решается кардинально: опускаются заслонки, и вода из моря в реку не пройдет.



Если же на реке активное движение судов круглые сутки, то на каждый прилив ее не перекроешь. Но от особо значительных нагонных волн все равно спасаться надо. В устье реки Маас (более известной в верхнем течении под именем Рейн) установлены такие же раздвижные ворота, как и в устье Темзы:



Оригинальность конструкции заключается в том, что ворота эти - плавучие.



Когда надо, их можно сомкнуть, прилагая усилие только для горизонтального перемещения. Потом полые части заполняются водой, и вся эта металлическая махина прочно фиксируется на специальных направляющих. Потом вода откачивается, и ворота можно снова открывать. Честно говоря, не знаю, использовались ли они на Маасе по назначению. Все же, это сооружение защищает от особо криминальных случаев.

Для повседневных же случаев служат те самые дамбы.



С удивлением узнал, что изначально некоторое количество дамб образовалось естественным путем благодаря господствующим ветрам. Возникли дюны, защищавшие значительные территории от морских приливов и незначительных наводнений. Для надежного хозяйственного использования этих пространств естественные дамбы пришлось укреплять. Раньше для этого использовалась солома, кирпичи и просмоленные камни:



Строительные работы проходили в сплошной грязи. Чтобы эффективнее по ней передвигаться, голландцы придумали специальные грязеступы:



Сейчас используются немного другие материалы, но принципы остаются прежними:



Однако, куда же девается лишняя вода? Вверх в море она сама точно не потечет. Оказалось, что массовое использование земель ниже уровня моря началось с появлением мощных паровых насосов. Вся территория Голландии покрыта сетью каналов. Из каналов самого нижнего уровня вода подается в каналы пошире и повыше, проложенные по искусственным возвышенностям. Из них вода подается на еще более высокие уровни и так до самого моря в столько приемов, сколько потребуется. Достаточно наглядно эта система показана на роттердамском макете железной дороги, про который я уже писал не так давно.



Для поддержания каналов в порядке существует специальное министерство. За каждым гражданином Голландии закреплен участок какого-либо канала, за который он персонально отвечает. Конечно, в обыденной жизни никто лично с лопатами по каналам не возится. Просто граждане скидываются на услуги специально обученных людей со специальной же техникой. Но, если что, ответственность четко определена.

В дополнение к защитным мероприятиям, идет заселение обширных водных пространств с помощью плавучих домов. Изначально-то в таком качестве использовались старые баржи другие списанные суда, а сейчас уже вовсю строятся вполне комфортабельные коттеджики.



Вот такие интересные эти голландцы.
Comments 
8-мар-2010 09:36 pm
Очень познавательно! Спасибо. Про реки я не подумала вообще - а ведь это может быть самым трудным в этой системе. Ведь есть ещё и притоки и много мелких притоков. Реки ведь могут потечь вспять при дальнейшем опускании.
Страна ведь опускается? Я ничего не путаю?
9-мар-2010 09:01 am
Ну, совсем вспять не потекут: они же по определению текут с заметно более высоких мест, а вот устья вполне могут превратиться в морские заливы при естественном развитии событий. Но реки тоже огорожены дамбами, так что без боя голландцы территорию отдавать не собираются. Опускание идет, да. Скорость не помню, но что-то очень ощутимое публиковалось.
9-мар-2010 10:37 am
Понятно, что до Альпов не дотекут вспять... Искала в инете перепад - не нашла.
Но зато нашла, что низшая точка -7м. А про высшую уж и говорить стыдно :)
9-мар-2010 10:55 am
Забавно ,что неподалеку от низшей точки находится главный международный аэропорт. Один из крупнейших перевалочных пунктов в Европе.
This page was loaded дек 13 2018, 10:54 am GMT.